+7 (499) 241 19 45 119002, Россия, Москва
Гагаринский пер. 28,
офис 1
Режим работы:
Будни с 10 до 19
Сб - Вс - выходной
Морское/транспортное право

Морское и транспортное право — это сложные и многогранные отрасли включающее в себя элементы норм российского и международного права, которые включают  нормы регулирующие отношения в сфере речной/морской деятельности и общественных отношений между транспортными компаниями и их клиентами.

 

Адвокаты Адвокатского агентства «Вербицкая-Линник и партнеры» в Москве и Московской области оказывают комплексную юридическую помощь в вопросах морского и транспортного права и защищают права доверителей в российских арбитражных и международных судах. Также оказывают полный спектр юридических услуг во внесудебной работе и в урегулирование конфликтов, консультируют по вопросам регистрации морского судна, оказывают помощь по вопросам, связанным с ответственностью за ущерб от загрязнения бункерным топливом, нефтью и иными опасными веществами.

Морское/транспортное право — это комплекс нормативно-правовых актов и законов, соединяющих в себе как имущественные отношения, которые регулируются гражданским правом, так и властно-организационные отношения, относящиеся к административному праву. Такая многогранность морского и транспортного права требуют от адвокатов и юристов богатого практического опыта и глубоких всесторонних знаний как в области международного и российского законодательства, так и в сфере экономики и финансов, страхования и т.д.

В мире насчитывается несколько сотен государств, имеющих выход к морю или океанам. Их прибрежные воды являются собственностью страны и охраняются наряду с сухопутной границей. А вот мировой океан признан общей территорией. Вопросы использования его ресурсов, а также грузоперевозок регламентируются международным морским правом, то есть комплексом правовых норм.

В настоящее время все они объединены воедино Конвенцией ООН о морском праве от 1982 года. Она также дополняется многочисленными двусторонними соглашениями между государствами, а также более детальными международными законами и конвенциями (о рыболовстве, о противостоянии загрязнению океана, правилами по поиску и спасению на воде и т.д.).

Суть работы юриста по морскому праву.

У морского адвоката и юриста, как правило, несколько направлений работы и все они связаны с коммерческим судоходством. Наиболее часто он контактирует с представителями таможни, владельцами морских судов, при необходимости представляя интересы клиента в арбитражном суде.

Важность работы адвоката и юриста по морскому праву в том, что обычный гражданский юрист просто не в состоянии вникнуть в эту отрасль. Как следствие, не разбираясь в специфике, он может наделать кучу ошибок, подставив своего нанимателя к штрафам и убыткам.

К примеру, в судоходстве есть специфическое понятие maritime lien, то есть морской залог, который регулирует и стоимость аренды судна, и порядок начисления зарплат экипажу, и расходы на репатриацию в случае их задержания, и компенсацию за вред здоровью моряков, и плату различных портовых сборов и много чего ещё. Ни в одной отрасли права больше нет такого свода правил, и обычный адвокат и юрист скорее всего не сможет в нем разобраться.

Морской адвокат и юрист должен отлично владеть и своей специфической отраслью, и досконально знать гражданское право, особенно в части защиты экологии, трудовых отношений и грузоперевозок. В этом главная сложность профессии.

Стоит также отметить, что данная область не очень распространена среди юридической деятельности в Российской Федерации. Это связано прежде всего с различного рода особенностями экономической конъюнктуры рынка услуг в нашей стране. В нынешних реалиях необходимость и возрастание роли морского права как никогда актуальна. 

  Большинство судовладельцев используют шаблонные договора чартера чистых проформ (чаще всего Дженкон (Gencon) от BIMCO). Но использование голого шаблона чревато дальнейшими последствиями.

Хотя во многих проформах предусмотрительно применяется аккредитивная форма оплаты фрахта. Чем в большинстве своем чревато использованием чистой проформы, так применением английского права и подсудности английскому арбитражу. Многие осознано заменив подсудность российскому суду забывают про применение английского права.

Тут и возникают проблемы. Поэтому решать о привлечении профессионала (юрист по морскому праву) к участию в тех или иных процессах судовладельцы и фрахтователи должны еще до подписания того или иного документа. В том же английском праве существенное значение имеют как оферта, так и акцепт; в российском же договор может просто их вычеркнуть.

 

Адвокатское агентство «Вербицкая-Линник и партнеры» может предложить широкий спектр правовой помощи:

  • Юридические консультации по вопросам морского и транспортного права;
  • Юридические консультации по вопросам таможенного оформлении судов и грузов;
  • Консультирование по вопросам ареста, защиты или освобождение от ареста судов в России и за рубежом;
  • Консультации по вопросам налогообложения судов, сделок с ними и деятельности, связанной с эксплуатацией флота;
  • Консультации в сфере отношений с судовым экипажем по российскому трудовому и гражданскому праву, помощь в урегулировании споров с экипажем в России и за рубежом;
  • Юридическое сопровождение всех типов сделок с речном и морским транспортом: продажи, покупки, аренды, дарение судов и т. д.;
  • Регистрация судна в Государственном реестре и других реестрах;
  • Юридическое оформление и регистрации флага РФ и других государств для получения права плавать под ним;
  • Редактирование регистрационных документов судов;
  • Подготовка и проверка контрактов, касающихся транспортной и водной деятельности;
  • Подготовка исков и претензий со стороны пассажиров и экипажа, травмы и профессиональные заболевания;
  • Подготовка и правовая экспертиза всех видов контрактов, связанных с деятельностью морского и речного транспорта, в том числе тайм-чартеров, бербоут-чартеров, договоров морского агентирования и пр.;
  • Юридическое содействие на стадиях разрешения споров в государственных и третейских судах (арбитраже) в России и за рубежом: от досудебных переговоров и до исполнения судебных актов;
  • Взаимодействие с местными и международными органами, представление интересов доверителей в ходе официальных расследований и инспекций;
  • Правовая помощь при авариях и инцидентах на море и внутренних водных путях: при спасении судов и иного имущества, столкновениях, разливах топлива и нефтепродуктов и загрязнения окружающей среды, и т. д.;
  • Участия в урегулировании споров, в том числе, переговорах с оппонентами, их страховыми компаниями и юристами.

 

Примеры судебной практики.

  1. Рассмотрим пример судебного дела. Представитель Общества с ограниченной ответственностью подал исковое заявление в отношении транспортной компании на том основании, что последняя не выполнила свои договорные обязательства по причине несоблюдения установленных сроков.

Как пояснил истец, он заключил договор с транспортной компанией, на основании которого, ответчик принял на себя обязательства по проведению транспортной экспедиции груза истца. Для этого он дополнительно привлек третье лицо, которое задержало груз у себя по причине наличия у ответчика денежной задолженности.

Результатом данного действия стали убытки истца, по причине несвоевременной поставки необходимого груза.

Суд принял решение о частичном удовлетворении требований истца, руководствуясь следующим. Истцом были предоставлены неоспоримые доказательства, свидетельствующие о том, что ответчик исполнял свои обязательства абсолютно ненадлежащим образом.

В связи с этим истцу пришлось осуществлять дополнительные расходы на самостоятельный вывоз груза. Причинно-следственная связь между допущенными ответчиком нарушениями и появившимися у истца убытками, была установлена. Факт удержания груза третьим лицом не является причиной для освобождения ответчика от ответственности.

Находящийся в контейнере во время перевозки груз был предназначен для его использования в собственном производстве. В результате задержки истцу пришлось покупать идентичный товар, для того, чтобы данное производство не было остановлено. Предъявленная в материалах дела ведомость подтверждала факт покупки указанных материалов.

При этом, основываясь на собственно проведенных расчетах, суд выявил новую сумму убытков, которая была несколько меньше, чем заявленная истцом в своих требованиях. На основании имеющихся подсчетов и других материалов дела, суд частично удовлетворил иск, обязав ответчика выплатить указанную там сумму для компенсации расходов истца, произошедших по его вине.

Ответчик подал кассационную жалобу, в которой также настаивал на том, что задержка груза произошла по независящим от него причинам, в частности, из-за неправомерных действий третьих лиц.

Кассационный суд вынес решение, идентичное первому, и оставил все без каких-либо изменений. При этом он подчеркнул тот факт, что ответчик добровольно решил воспользоваться услугами третьих лиц, а, значит, он полностью знал о возможных последствиях.

Вывод.

Вина в причинении убытков истцу лежит исключительно на ответчике, здесь не было никаких обстоятельств непреодолимой силы либо иных форс-мажорных факторов, которые могли бы освободить ответчика от принятой судом меры наказания.

 

  1. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2021 N 05 АП-7848/2020 по делу № А59-1512/2020.

Теплоход «Гипанис», принадлежащий ООО «Сахморфлот», осуществлял регулярные пассажирский рейсы по маршруту Петропаловск-Камчатский - Северо-Курильск - Петропавловск-Камчатский. При этом, он швартовался у пассажирского причала №5, принадлежащего Петропавловскому филиалу ФГУП «Росморпорт». Росморпорт направлял проект договора на обслуживание судов Сахморфлоту, но последний от подписания отказался. В итоге Росморпорт обратился в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения. Суд первой инстанции решил дело в пользу истца, апелляционный суд оставил решение без изменения.

Подробнее о споре:

  1. Истцом не представлено доказательств оказания иных услуг, кроме предоставления стоянки у причала № 5.

Довод отклонен со ссылкой на справки о стоянке судна у причала, справки о количестве перевозимых на судне пассажиров и сменного экипажа, которые, по мнению суда, подтверждают факт оказания услуг ответчику по швартовке и предоставлению морского терминала для обслуживания пассажиров.

  1. Оплату услуг по обслуживанию пассажиров должны осуществлять непосредственно пассажиры.

Довод отклонен со ссылкой на Правила морской перевозки, утв. Приказом Минтранса от 17.06.2015 № 190, согласно которым по договору морской перевозки пассажира перевозчик обязуется оказать в том числе следующие услуги: обеспечение посадки (высадки) на судно, доставка пассажиров к месту стоянки судна в случае необходимости (пункт 22 Правил морской перевозки). Поскольку инфраструктура пассажирского терминала для безопасной посадки (высадки) пассажиров на (с) судна, проведения досмотровых процедур и других видов контроля, предоставляется именно перевозчику, то именно перевозчик обязан оплатить в числе прочего, стоимость оказанных услуг по предоставлению пассажирского терминала для обслуживания пассажиров.

  1. Спорные услуги были оказаны в отсутствие утвержденных органом государственного регулирования тарифов.

Суд указал, что отсутствие в заявленный к оплате период установленных тарифов не освобождает ответчика от исполнения обязательств по оплате оказанных ему услуг. Иной подход противоречит принципу возмездности, препятствует достижению закрепленной в статье 2 ГК РФ цели осуществления предпринимательской деятельности. В связи, с этим суды применили экспертное заключение, выполненное в рамках дела N А59-6154/2018.

Вывод.

За пользование причалом нужно платить, даже если стороны не подписывали договора. Кроме того, в деле рассматривается вопрос содержания услуги по перевозке пассажиров и порядок определения размера стоимости платы за услуги, если в отношении них нет утвержденных тарифов.

 

Размер гонораров правовой помощи агентства демократичная - полностью зависит от сложности процедуры, требуемых услуг и работ, обстоятельств спора. В компетенцию профессиональных адвокатов и юристов агентства входит защита законных интересов физических и юридических лиц морского и транспортного права. В агентстве работают адвокаты, юристы, эксперты знающие все тонкости и имеющие необходимую подготовку для ведения таких дел. Наши адвокаты и юристы, специализируются на вопросах морского и транспортного права, некачественного оказания транспортных услуг и иных разнообразных правовых вопросах связанных с защитой нарушенных прав физических и юридических лиц.

      Миссия нашего Адвокатского агентства «Вербицкая-Линник и партнеры» - это содействие профилактике правонарушений, снижению рисков профессиональной деятельности в морских и транспортных правоотношениях.

 Мы поможем добиться справедливого решения в вашу пользу с взысканием дополнительных расходов на адвокатов,  если дело сложное и на ваш взгляд бесперспективное. Связаться с секретарем агентства по всем вопросам можно в будни по тел. +7 (499) 241 19 45.

Услуги
  • 01Разрешение споров
  • 02Сделки и финансирование
  • 03Регулятивные вопросы
    • Административное право и законотворчество
    • Антимонопольное право
    • Взаимодействие с контрольно-надзорными органами
    • Международное торговое и таможенное право
    • Налоговая практика
    • Приватизация, госзакупки и госимущество
    • Экология и техническое регулирование
  • 04Отраслевые вопросы
    • ИТ, медиа и телекоммуникации
    • Морское / транспортное право
    • Страховое право и урегулирование убытков
    • Фармацевтическое право и здравоохранение
    • Энергетика
  • 05Частные клиенты
    • Передача благосостояний
    • Семейное право
    • Трудовое и миграционное право
  • 06Регулятивные вопросы
    • Административное право и законотворчество
    • Антимонопольное право
    • Взаимодействие с контрольно-надзорными органами
    • Международное торговое и таможенное право
    • Налоговая практика
    • Приватизация, госзакупки и госимущество
    • Экология и техническое регулирование